Из чего делали и делают монеты в России?
Продолжая рассказ о монетах на страничках блога «Старая Вятка», хочется подробнее рассмотреть тему материалов, из чего эти самые металлические деньги изготавливали и продолжают сейчас изготавливать в нашей стране. Их разнообразие может удивить как далёкого от монетного дела человека, так и начинающего нумизмата, постигающего азы этого крайне интересного хобби.
Думаю, будет правильным разделить материал на условные исторические периоды, в которых существовали те или иные государства, начиная от Древней Руси и заканчивая Российской Федерацией. Такое представление будет наиболее наглядным и вся информация не смешается в «кашу».
Древнерусское государство (середина 9 − середина 15 веков)
В данный временной промежуток в качестве денежных средств использовались не только металлы, но и меха. Судя по сохранившимся историческим сведениям, в 9−10 веках дружинник получал 8−9 киевских гривен в год. Стоит напомнить, что гривна − это серебряный слиток. Одна такая киевская гривна соответствовала более двум сотням серебряных дирхемов.
Кроме этого на руси в обращении находились вырезки из серебряных дирхемов. К примеру, одна такая вырезка массой 1,04 грамма, обращавшаяся на территории земель Северной Руси, равнялась 1/200 серебряной гривны.
Также помимо пушнины и серебра в качестве денежных средств использовалось и золото.
Российское государство (15 − 17 века)
В эти времена государственная денежная система получила развитие и уже состояла из рубля, полтины, гривны, гроша, копейки, деньги, полуденьги и пулы. Несмотря на это серебро продолжало служить основным металлом, применяемым в торговле и уплате жалований. Пулы же, в свою очередь, делались из меди.
В ходе денежной реформы Елены Глинской появился стандарт на чеканку московской деньги − «московки» и «новгородки» − новгородской деньги. При этом одна «новгородка» соответствовала двум «московкам». На аверсе новгородской деньги, кстати, изображался всадник с копьём, от чего её прозвали «копейкой». Из одной серебряной гривны их чеканили в количестве 300 штук при среднем весе 0,68 граммов. Серебряные «московки» же весили вдвое меньше − 0,34 грамма. Сотня «новгородок» составляла московский счётный рубль. Со временем более тяжёлая копейка оттеснила деньгу на второй план.
Один рубль делился на полтины, гривны и алтыны. Полтина являлась половиной рубля, гривна включала в себя 20 денег, а алтын − 6 денег.
Российская империя (1721 − 1917 годы)
Пожалуй, в плане денег − это самое интересное время. Вплоть до правления Петра I в обращении находились копейки-чешуйки, делавшиеся из серебряной проволоки. В ходе денежной реформы, проведённой царём-реформатором, на руках у населения появились новые монеты. В первую очередь, в 1700 году из меди: 1/2, 1/4 и 1/8 копейки.
В 1701 году на вновь открытом Кадашёвском монетном дворе начата чеканка серебряных монет номиналом 50, 25, 10 и 5 копеек. Серебряные целковые рубли и медные копейки увидели свет лишь в 1704 году.
Благодаря реформе Петра I в России стали чеканиться золотые монеты. Сперва это были червонцы − монеты, чей вес находился в пределах 3,4−3,5 граммов. Позже, в 1718 году в обращении появились двухрублёвые золотые монеты. Их вес приближался к 4 граммам, что равнялось золотнику. Отсюда, кстати, пошло выражение: «Мал золотник да дорог».
Вплоть до 1917 года медь являлась основным материалом для изготовления монет. Следом шло серебро, из которого чеканились разменные монеты. Их распространёнными номиналами были: 5, 10, 15 и 20 копеек. Лишь с течением времени менялось содержание драгоценных металлов в монетных сплавах.
Конечно же стоит упомянуть о платиновых монетах необычных номиналов: 3, 6 и 12 рублей. Первый трёхрублёвик вышел из ворот монетного двора в 1828 году. Через год издаётся указ о чеканке 6 рублей из «чистой уральской платины». А в 1830 году начинается производство 12-рублёвых платиновых монет. Обращение «платины» завершилось в 1845 году.
Советское государство (1917 − 1991 годы)
В первые годы молодого Советского государства деньги походили на царские − те же материалы и заготовки. Поменялись только рисунки аверса и реверса. С изображений монет исчезли двуглавые орлы, короны, скипетры и державы. Взамен появилась рабоче-крестьянская атрибутика: серпы, молоты, колоски пшеницы и лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Номиналы от 1 до 5 копеек чеканились из меди, от 10 до 20 копеек − из серебра 500 пробы. Рубли и полтинники изготавливались из высокопробного серебра. Вскоре, в 1926 году произошло первое крупное изменение − монеты мелких номиналов начали производиться из алюминиевой бронзы − сплава, состоящего из 90% меди и 10% алюминия.
В 1931 году изменения затронули и разменные монеты от 10 до 20 копеек. Билонное серебро сменил медно-никелевый сплав или мельхиор. От 60 до 90% в его состав входит медь, 5-30% никеля, около 1% железа и до 1% марганца.
С 1961 года, в результате очередной денежной реформы, алюминиевую бронзу, из которой делались монеты от 1 до 5 копеек, заменила латунь. По сравнению с предыдущим материалом, латунь содержит меньше меди и в качестве второй составляющей сплава используется цинк. А вот нейзильбер − медно никелевый сплав с добавлением цинка начал применяться в заготовках под монеты от 10 копеек до 1 рубля.
В советские годы широко распространилась практика чеканки юбилейных монет как из привычных монетных металлов, так и из драгоценных. В первом случае использовался нейзильбер. Для изготовления памятных монет крупных номиналов применялись платина, золото, серебро и палладий.
Российская Федерация (1991 − наши дни)
Сталь. Именно из неё началась чеканка монет с изображением эмблемы Банка России − двуглавого орла, лишённого царских регалий. Этот магнитный сплав железа и углерода покрывался латунью, благодаря чему монеты некоторых номиналов по цвету были жёлтыми. Крупные рублёвые номиналы чеканились как из медно-никелевого сплава, так из бронзы и снова той же стали с латунным покрытием.
Пора перейти к привычным нам монетам образца 1997 года, по сей день хранящимся в наших карманах и кошельках. Копеечные номиналы чеканились из стали с медно-никелевым покрытием и латуни. Позже к ним присоединилась сталь с латунным покрытием для номиналов 10 и 50 копеек.
Рубль и два рубля чеканились из медно-никелевого сплава. Пятачки же − из меди, плакированной мельхиором. С 2009 года всё стало делаться из стали с покрытиями из немагнитных металлов (никель и латунь).
Источник
Краткие сведения о монетах царской России
«Золото оставалось золотом, чей бы
профиль ни украшал монету»
Здравствуйте, наши уважаемые читатели. Сегодня мы поведаем, что представляют собой царские монеты, и покажем вам, как выглядят монеты царской России.
Царь появился на Руси в 1547 году, когда Иван IV Грозный, ранее носивший титул «государь» и «великий князь», был венчан на царство, так как к владениям добавились Сибирское, Казанское и Астраханское царства. На серебряных монетах, в среде коллекционеров получивших название «чешуя», появляется титул «ЦАРЬ».
От Петра Великого до Петра Второго
Но термин «царские» коллекционеры гораздо чаще применяют к монетам императорской России, когда реформы Петра Первого привели внешний вид монет от миниатюрных чешуек к круглой форме и солидным габаритам, сделавших расчётные знаки России схожими с европейскими. Первыми в 1700 году в оборот поступили деньга (1/2 копейки) и полушка (1/4 копейки). Полполушки (1/8 копейки) распространения не получили и кроме 1700 не чеканились. Датой рождения медной копейки стал 1704 год. В те времена дата имела буквенное, а не цифровое обозначение. Привычные нам числа появились только к концу правления Петра. Екатерина Первая и Пётр Второй заметных изменений в монетное дело не внесли (исключение – квадратные медные пробы, датированные 1726 годом) и остались в нумизматике лишь портретами на крупных номиналах.
От Анны Иоановны до Елизаветы Петровны
Сто восемнадцать монет из фунта благородного металла начинают чеканить по указу Анны Иоановны, к концу правления которой общая эмиссия монетарного золота приближается к семидесяти тысяч экземпляров. На рублях проходит целая череда портретов императрицы, разменный ряд включает в себя гривенники, полтины и полуполтины. Проба серебра для монетного производства становится выше. При Анне заметно возрастает количество медных денежек и полушек. Монетный двор Екатеринбурга постепенно забирает производство практически всей медной российской монеты на свои мощности.
Недолговечное правление Иоанна Антоновича оставило коллекционерам крайне малое количество монет с его именем, так как указ Елизаветы Петровны предписывает пыточное наказание или ссылку за их хранение. Взявшая власть императрица меняет именование золотых монет с червонцев на рубли. В обороте едва не окажется золотая двадцатирублёвка (двойной империал), зато выйдет серия «Для дворцового обихода», включающая рубль и полтину из золота. Чеканятся монеты для Прибалтики (Ливонезы) и Пруссии (гроши, солиды и доли талера). Появляется пробный пятиалтынный.
Пётр Третий и Екатерина Вторая
Кардинальное изменение монетного ряда произвели Шуваловские реформы при одобрении Петра Третьего. Удвоение номинала медной монеты провели ещё до восхождения императора на трон. Медь наступает по всем фронтам, забирая в свои ряды даже 10 копеек. В оформлении используются военные атрибуты, поэтому петровская медь среди нумизматов часто зовётся «барабаны» или «арматура». Кроме отечественных серебряных рублей Пётра Третьего в юности увековечил альбертусталер 1753 года.
Царствование Екатерины, затянувшееся более чем на три десятка лет, внесло значительные изменения в отечественное монетное дело. Для Сибири чеканится собственная медная монета. Монетный двор Феодосии выпускает линейку «Таврических монет» из низкопробного серебра, полноценным расчётным средством так и не ставшую. В обороте могли оказаться четырёхфунтовые рубли из меди и без портрета владычицы России. Под закат правления императрицы возникает и исчезает четырёхкопеечный номинал. Золото представлено империалами и полуимпериалами, которые коллекционеры разделяют по периодам правления и деталям портретного изображения.
Время первых: от Павла и Александра к Николаю
Получив власть, Павел расширяет линейку серебра, добавив к вернувшемуся туда гривеннику и пять копеек. Возглавляют ряд медных монет две копейки. Медь чеканится большими тиражами, так как производством монет заняты Аннинский, Екатеринбургский и Сузунский (Колывановский) монетные дворы. Рубль обзаводится девизом тамплиеров «Не нам, не нам, а имени твоему», который возникает и на пробных вариантах полуторарублёвого номинала — ефимка. Увеличивается монетная проба для золотых монет, большинство из которых воплощаются в пятирублёвом номинале.
Взяв власть, Александр возвращает золоту прежнюю монетную пробу. Следующее грандиозное преобразование несёт Манифест от 20 июня 1810 года «О новом устройстве монетной системы», разделивший серебро на «новый тип» (период с 1810 по 1825 год) и на «старый тип» (монеты 1810 года и более ранних лет). Меняется стопа и для меди с 16 до 24 рублей монеты из пуда металла. Как повелось со времён Павла, портрет императора можно увидеть лишь на пробных рублях и монетах для Польши.
Платиновые деньги впервые появились при Николае Первом. 3 рубля в платине чеканятся в 1828 году, а затем к ним добавляются шести- и двенадцатирублёвые монеты. Из серебряных редкостей можно назвать донативные и памятные монеты «Александрийская колонна», «Бородинская часовня» и «Бракосочетание», а также знаменитый «Фамильный рубль» (монета двойного номинала «полтора рубля – 10 злотых»). Золотая юбилейка включает 5 рублей, отличающиеся от стандарта надписью «Из россыпей Колыванских», и десятку «В память 10-летия коронации». Очередной период пребывания гривенника в рядах меди захватил все тридцатые годы.
От серебряного монометаллизма к монометализму золотому
Но серебро наступает. Эпоху серебряного монометаллизма в России начинает реформа Канкрина. Наконец, происходит трудное рождение трёх копеек, а все медные монеты теперь имеют дополнение к номиналу «серебром», что означает беспрепятственный обмен мелких денег на благородный металл. Все выгоды реформы нивелирует Крымская война.
Уже при Александре Втором в 1867 году медные монеты получают внешний вид, который останется неизменным до крушения царской власти. Навсегда покидают монетный ряд наименования «полушка» и «денежка», теперь номинал везде обозначается в долях копейки. Червонец (3 рубля) и полуимпериал (5 рублей) чеканятся из золота 917-й пробы. С серебром дела обстоят хуже: разменные монеты делают из сплава, где благородного металла всего половина. Появляются первые пробы из медно-никеля.
На царствие восходит Александр Третий, и на крупные номиналы возвращается бородатый царский профиль. Монетарному золоту предстоит снизить пробу до 900-й, но это произойдёт в 1886 году. Теперь золото России выходит на международный рынок. Но эпоха золотого монометаллизма наступит лишь при Николае Втором.
Последние дни империи
В 1897 году монетный ряд из четырёх номиналов в золоте, из которого остаются лишь пятёрки и десятки. За последними закрепляется прозвище «червонец». Народ и через сто лет будет весело распевать: «Эх, червончики, мои червончики! Милые, хорошие мои! Вы мне верные друзья, С вами я и сыт и пьян, Милые червончики мои!». В коллекционной среде распространяются золотые и серебряные коронационные монеты. Памятные рубли последовательно отметят вековой юбилей Отечественной войны («Сей славный год», «300 лет Романовых» и «200 лет Гангутского сражения»).
Трудно поверить, что скоро мир перевернётся, хотя изменения неизбежно надвигается. С монет пропадает аббревиатура «СПБ», прекращается обмен денег на благородные металлы, да и выпуск крупных номиналов из серебра также прерван. Низложение дома Романовых производит хаос по рушащейся империи. Серебро с датой «1917» уже выходит малыми тиражами, а любая медная монета этого года – настоящий раритет. Впрочем, портрету последнего русского царя ещё доведётся появиться на монетах, когда осуществится тайная чеканка советского золота дореволюционными штемпелями, но это уже совсем другая история.
Источник
Как отличить подделку монеты Царской России
Есть очень много людей, которые интересуются старинными вещами. Это провоцирует массовое производство подделок. Каждый вид раритета изучается в отдельности. Нумизматика занимается монетной историей. Для достоверного определения подлинности нужен немалый опыт. Начинать нужно с распространенных и недорогих экземпляров. Серебряные монеты более доступны для начинающего коллекционера. Но и в этом случае важно знать, чему уделять внимание. Перед тем, как отличить серебряную, медную и золотую монету от подделки нужно узнать главные инструменты нумизмата.
«Фальшивая монета» и «Поддельная монета»
Подделкой именуют изделие, созданное для продажи в качестве коллекционного или антикварного экземпляра. То есть речь идёт не о номинальной стоимости предмета, а о рыночной.
Подделка может быть созданной с нуля копией. Материал подделки может быть сходным с оригинальным, а может кардинально отличаться. Для создания подделки могут быть использованы и подлинные монеты, в которые вносится некоторая модификация, имитируя редкий год или редкую разновидность.
Подделками являются копии оригинальных монет, выведенных из оборота (утративших статус расчётного знака), если на них отсутствует специальный знак, обозначающий копию (реплику). В категорию подделки иногда включают и «фантастические» монеты, оригиналов которых никогда не существовало. Такие экземпляры выдаются за пробные монеты.
Фальшивые монеты, созданные для обращения, нередко находят в кладах, наряду с подлинными. Существуют коллекционеры, создающие экспозиции из таких «монет». Поэтому фальшивые монеты порой вызывают куда больший интерес, чем рядовые подлинники.
Иначе обстоит дело с подделками, которые продают коллекционерам под видом дорогих подлинников. Часто разыгрывается целый спектакль («Вот, старый дом разбирали…»), в результате которого покупатель приобретает кусок металла, гордясь, что отхватил раритет по цене вдвое ниже рынка.
Актёрская игра присутствует и на Интернет-барахолках, где подделки выставляют от лица новичков-простаков (наиболее встречаемые варианты «Сам в монетах не шарю, но вот из дедовой коллекции» или «Знаю, что стоит дорого, но срочно нужны деньги»). Что делать, чтобы не кормить всё возрастающую армию мошенников, предлагающих копии у входа практически любого торгового центра?
Самое главное правило: никогда не покупайте предметы категории, в которой не разбираетесь.
Наслышавшись о дороговизне увиденных картинок из Интернета, многие хватают копии, даже не задумываясь, что ценная монета, выпущенная в количестве нескольких десятков экземпляров, просто физически не может оказаться под половицей какой-нибудь развалюхи на окраине Челябинска. Стоит ли удивляться ловкости цыган, успешно реализующих даже жетоны с символикой биткойна под видом криптовалюты, у которой не существует физического носителя?
Читайте также: 200 рублей банкнота – как определить подделку
Для чего подделывают монеты
В первую очередь, изготовитель подделки хочет получить прибыль. Способами ее получения могут стать:
- запуск в денежный оборот;
- совершение крупных покупок;
- обман коллекционеров и нумизматов.
В истории встречались случаи, когда производство фальшивок приобретало государственный характер. Это совершалось с целью подрыва экономики страны-конкурента. Здесь сразу необходимо разграничить 2 понятия о фальшивке и подделке.
Первая создается с целью получения нелегальной прибыли после их запуска в оборот. Подделку создают на основании экземпляров, утративших статус денег для расчета (например, подделки монет Царской России) для продажи коллекционерам и антикварам. Она может быть сделана заново полностью или частично, когда изменяют старинную монету, имитируя ее редкость.
В результате массового производства копий появились нумизматы, которые выбирают для коллекции подделку от определенного изготовителя.
Большинство примитивных копий имеют явные отличия от оригинала по нескольким причинам. Во-первых, производители копий намеренно вносят отличия, чтобы их не привлекли за изготовление подделок. Во-вторых, создание точной копии – весьма дорогая операция, а при массовом производстве всю цепь операций стараются максимально удешевить. В-третьих, копию редкой монеты порой делают не с подлинника, а с перерезки, перенося все признаки, выдающие фальшивку.
Вид монеты | Описание и оценка стоимости |
Золотые монеты |
|
Серебряные монеты |
|
Медные монеты |
|
Дорогие монеты |
|
Проверка основных характеристик монеты
Любая монета царской эпохи имеет свои характеристики: диаметр, толщину, вес. Эти параметры – первое, подлежащее обязательной проверке при покупке монет с профилями императоров или императриц.
Подмена дорогостоящего серебра на медно-никель или латунь с последующей покраской обеспечит заметное несовпадение веса с подлинником.
Иногда наслышанные о весе умельцы ловко подгоняют «изделие» под нужный вес, но тогда станет наблюдаться отличие от оригинала по толщине или диаметру. В некоторых случаях спасает даже простенький магнит, к которому начинают липнуть «серебряные монеты» чумазого дорожного рабочего.
Опытные коллекционеры легко отличат оригинал по характерному звону, осторожно роняя подозрительную монету на плоскость. Подделку могут выдать и жёлтые залысины на рельефе «серебра», когда подделку искусственно состаривали.
Читайте также: 50 долларов США – как отличить подделку
При покупке редкой или нечастой монеты следует обратить особое внимание на следующие параметры:
Разность веса металлов при одинаковом их объёме известна ещё со времён Архимеда, который по легенде (благодаря вытесненной воде) определил недостаточную чистоту золота в короне сиракузского царя Гиерона II. Хитрый ювелир заменил часть золота серебром, которое по весу легче, но имеет больший объём. В наше время изготовители копий часто эту разницу не учитывают. Поэтому на весах оригинальный рубль Николая II и его медно-никелевая копия покажут отличные друг от друга значения.
Однако обязательная проверка веса уже вошла в привычку у нумизматов, поэтому изготовители копий ищут различные способы подгонки веса под значение, указанное в каталоге. Одним из них стало изменение толщины. Поэтому полезно знать примерную толщину подлинной монеты и при заметном от неё отклонении воздержаться от покупки подозрительного экземпляра.
Подгонка веса для копий старинных монет может осуществляться и изменением диаметра.
Новичок зачастую не в курсе, какой диаметр должен быть у подлинника, и отклонения на несколько миллиметров в меньшую или большую сторону чувства тревоги у него не вызывают. Проверка диаметра полезна ещё при идентификации редких разновидов, чей гурт остался без оформления (надписи или рифлений, присущих стандартному экземпляру). Очень часто оказывается, что гурт «почистили» путём стачивания и последующей шлифовки.
Удешевление производства заставляет отказываться от подорожавших цветных металлов, используя дешёвые чёрные сплавы, на поверхность которых наносится покрытие.
Но дешёвую копию здесь выдают магнитные свойства, так как ни золото, ни серебро на магнит не реагируют.
Как определить подлинность монеты
До начала 20 века монеты отливали и чеканили с последующей ручной доработкой каждой из них. Для этого использовали специально подготовленные формы на основе подлинника.
Годами позже, благодаря техническому прогрессу количество подделок значительно увеличилось. Иногда над ними работали целые цеха, штампуя на пресс-формах. Отличить современный новодел стало гораздо сложнее. Современные мастера часто прибегают к методу высокоточного литья. В результате исчезает четкость изображения и мелких элементов. Под лупой хорошо видна расплывчатость, появляются мелкие пузырьки.
Достоверно проверить монету можно только взяв ее в руки и имея коллекционный опыт. Важно оценить гурт, вес и размер, качество металла и патины (слоя, появляющегося через некоторое время из-за окисления металла). Мастера очень правдоподобно подделывают патину методами запекания, окрашивания, окуривания табачным дымом и другими.
Если технические характеристики вписываются в интервал допустимых отклонений, начинайте пристальное визуальное обследование. Особенно уделяйте внимание гурту. Гладкий гурт сразу подаёт сигнал тревоги (исключение – случаи, когда тираж, действительно, имеет гурт без оформления). Конечно, есть шанс, что перед вами оригинальная монета, избежавшая встречи с гуртильным кольцом, но он крайне невелик.
Первая волна современных подделок ныне легко отсеивается по этому признаку. Обязательно надо убедиться, что оформление гурта соответствует данному периоду. Здесь вам в помощь каталоги.
Выпуклый гурт или гурт со сложным рисунком пока сымитировать сложно, поэтому изготовители копий заменяют его вдавленным или рифлёным.
При наличии у оригиналов вдавленного гурта следует сличить его с гуртом подозрительной монеты: обычно всегда отыщутся несовпадения в форме букв или даже грамматические ошибки.
Эксперты выявляют фальшивую патину по нескольким признакам: она проявляется на металле в виде округлых пятен и только на поверхности, не затрагивая царапины и потертости.
Показатели, по которым подделка отличается от оригинала:
- Явность другого металла под потертостями — признак низкокачественной китайской подделки.
- Чрезмерный блеск свидетельствует о недавнем изготовлении. Матовое покрытие характерно для золотых подделок, не включающих настоящего золота в свой состав. Жирный блеск говорит о большом содержании цинка в сплаве.
- При рассмотрении через лупу на подделках заметна неоднородность поверхности.
- Вес выдает истинную природу металла. Эксперты на глаз могут определить соответствие диаметра и толщины массе.
Последний пункт очень важен для правильной оценки состояния монеты. Зная этот факт, мастера при изготовлении подделки отгоняют ее к оригинальному весу. При этом замена металла влияет на размеры, которые нужно учитывать при покупке. Сверять размеры нужно по справочникам.
Перед тем, как определить подлинность монеты Царской России или другой эпохи в домашних условиях нужно ознакомиться с методом гидростатического взвешивания.
Плотность металла равна его массе, деленной на объем. Это постоянная величина, зная которую можно проверить соответствие объема и веса. Плотность меди — 8,94 г/см3, золота — 19,32 г/см3, серебра — 10,5 г/см3. Латунь значительно легче благородных металлов и немного легче меди — 8,73 г/см3.
Примитивные копии российских монет выдаёт банальное незнание русского языка. Например, изготовитель поддельного штемпеля не увидел разницы между русской буквой «И» и латинской буквой «N». Если присмотреться, можно заметить, что и букву «Ц» он с лёгкостью заменил римской цифрой «II».
Читайте также: как проверить янтарь на подлинность в домашних условиях
Внимательно осматривайте кандидата на покупку. Очень часто фальшивку легко выдают потёртости, на которых цвет резко отличается от оригинального металла. На многих копиях серебряных монет заметны жёлтые «залысины» в местах потёртостей. Это проявляется латунь, с которой стёрлось покрытие, имитирующее серебро.
Настоящая монета, брошенная на твердую ровную поверхность звучит звонко и чисто. При этом подделка падает с глухим звуком, не характерным для монетных сплавов.
Оформление гурта — первое, на что обращает внимание опытный коллекционер. Его сложно подделать должным образом. а форуме нумизматов при определении подлинности той или иной дорогой монеты требуют предъявить гурт чуть ли не в обязательном порядке. Накатка гурта – достаточно сложная операция. Поэтому изготовители копий часто оставляют гурт без оформления, либо используют самое простое решение в изготовлении.
О сомнительной природе свидетельствуют характерные бороздки, горизонтальные швы, чрезмерная гладкость. На копиях, имитирующих царское серебро, редко встречается рифленый или вдавленный гурт, характерный для монет конца Российской Империи.
Это подлинный рубль Елизаветы Петровны 1744 года, отчеканенный в Москве. Гурт оригинала выпуклый и рассказывает о месте чеканки: «МОСКОВСКОГО МАНЕТНОГО ДВОРА». Выпуклая надпись характерна для многих монет чеканки XVIII века.
Ниже представлена копия, которую сразу выдаёт вдавленная надпись. Такой тип накатки гурта стали применять после модернизации Санкт-Петербургского монетного двора в XVIII веке, когда завезли механизмы нового поколения. Он рассказывает о пробе металла или его лигатурном весе. Даже случайно он никак не мог появиться на монетах предыдущего столетия.
Достоверно воссоздать гурт получается крайне редко. Ниже сравнение оригинального гурта рублей 1921-1922 гг. (верхняя монета на фото) с гуртом их копий.
На редких оригиналах гурт соответствует рифлениям общеимперской монеты аналогичного номинала. Насечки поддельного гурта просто не совпадут с рифлениями подлинной монеты, если их поставить друг на друга столбиком.
В таблице описаны особенности гурта некоторых монет.
Монета | Гурт |
Анны Иоанновны | Гладкость характерна только для золотых монет. |
Серебряные рубли | Лиственный узор. |
Полтины | Ромбы в виде сетки. |
Гривенники и полуполтины | Шнуровидный вид с наклоном вправо |
Несоответствие оформления гурта свидетельствует о подделке. Однако встречаются и исключения для некоторых видов, которые могут быть только в новоделах. Такие экземпляры стоят не дешево и купить их затруднительно.
Для коллекционеров бывают интересны бракованные экземпляры “поворот штемпеля”. Зная это мастера часто его подделывают.
Кроме этого, если на просьбу достать монету из капсулы продавец отказывает, то стоит задуматься о ее подлинности.
Читайте также: фальшивые купюры или “А вы уверенны что знаете как выглядит доллар?”
Характер металла
При проверке на подлинность требуется осмотреть патину, которая на каждом металле проявляется по-разному. Если она неравномерно распределена (сколы, царапины остаются не покрытыми), то имеется дело с подделкой.
Появление патины описано в таблице.
Металл | Описание патины |
Медь | Появляется раньше, чем на других металлах. На настоящей монете проявляется в сине-зеленых тонах малахита. При этом рыхлая пленка с наплывами говорит о подделке. |
Серебро | Вначале появляется патина желтого оттенка, который сменяется малиновым, а позже — сине-зеленым. |
Золото | Патина не образуется. Наличие темных точек и разводов свидетельствует о наличии меди в составе. |
При этом на монете может быть искусственная патина, подлинность которой может определяемая только экспертами.
Реверс и аверс
Требуют внимания и изображения на аверсе и реверсе. На подделках часто встречается размытость мелких деталей и наличие мелких пузырьков, видимых только под лупой.
Читайте также: как выглядят фальшивые 2000 рублей? Нас не провести!
Цвет и блеск
При излишней полировке поддельных монет появляется чрезмерно яркий блеск, что не характерно для старых денег. Обычно это делают для сокрытия дефектов, возникающих при отливании монет. Это несовершенный способ в отличие от чеканки.
Состояние буртика
Когда монету отливают вместо чеканки буртик нерезко выражен, кажется стертым или очень обтекаемым.
Видимые повреждения
Состав металла можно определить по сколам, повреждениям и потертостям. Бывает заметно, что дешевый сплав всего лишь покрыт благородным металлом.
В истории встречались случаи в монетном дворе, когда при чеканке мог быть перепутан металл. Например, для медной монеты по ошибке использовалась латунь. Такие случаи относятся к монетному браку и встречаются редко. При обнаружении сомнительной монеты лучше обратиться к справочникам. В них указываются все возможные браки.
Читайте также: определяем подделку 5000 рублей за 15 сек
Доработка деталей
Изготовители фальшивых монет дорабатывают элементы реверса и аверса механически. Используют при этом под гравировку, спиливание знаков, припайку букв. Чаще это применяют на монетах со множеством разновидностей.
Галерея копий, получивших наибольшее распространение
Изготовить штемпель старинной монеты, внешне схожий с оригиналом – удовольствие не из дешёвых. Поэтому окупается лишь массовое производство. Посмотрим на самые распространённые копии, одновременно сравнивая их с оригиналами:
Это подлинник и копия редкой монеты 1 рубль 1912 года «Сей славный год». В подлиннике детализация мелких элементов выдержана. Шрифт надписи на реверсе чёткий. Шрифт гуртовой надписи соответствует данному периоду чеканки.
В копии данной монеты детализация мелких элементов нарушена (что видно при изучении копии под большим увеличением). Шрифт надписи на реверсе смазанный (чёткость букв, характерная для чеканки, отсутствует). Шрифт гуртовой надписи имеет отклонения, особенно заметные по исполнению цифры «4».
Оригинал последнего памятного рубля Российской империи «Гангут» (слева) и его примитивная копия (справа). Достаточно взглянуть на карикатурную фигуру Георгия Победоносца на гербе Москвы. Изготовитель копии поленился и в деле изображения четвёрки морских карт, ограничившись лёгкими штришками, отдалённо напоминающими линии на подлиннике.
Новичкам под видом оригинала часто предлагается копия серебряных 2 рублей 1722 года. Это невероятно редкая монета, имеющая статус пробной, но дошедшая до нас лишь в виде новоделов. Её средняя рыночная цена – полтора миллиона рублей. Но достаточно положить рядом оригинал (на иллюстрации это монета справа) и копию (на фото она с левой стороны), как глаз сразу ловит множество отличий. На копии отсутствует масса мелких элементов рисунка (это видно хотя бы по короне на реверсе).
Массово подделывают и рубли Николая II. На фото ниже лицевая сторона серебряного рубля 1903 года (слева) и двух медно-никелевых копий. Подделка в центре напрягает расплывчатым рисунком. На копии справа шрифт легенды достаточно изящен, но императорский барельеф делал явно не мастер скульптуры.
Посмотрим и на реверсы. Копия в центре снова имеет явную расплывчатость изображения. Кроме того, гравёр поленился поставить точку после «Г». На копии справа исполнение Государственного герба сделано в иной манере, чем на подлиннике. Достаточно взглянуть на хвост.
И в завершение одна из наиболее дорогих монет Российской империи – пробный портретный рубль 1796 года. Если подлинник (на фото – монета слева) показывает нам вершину медальерного искусства, подчёркивая изящество императорского лица, то на копии предстаёт скособоченный уродец, имеющий лишь крайне отдалённое сходство с Павлом I.
Работа с каталогами
Эксперты порой опознают фальшивку, даже не глядя на гурт. Под лапами орла на копии мы видим буквы «I» и «М» – инициалы минцмейстера Ивана Маркова. Заглянув в каталог, мы узнаем, что такая комбинация чеканилась только на монетном дворе Санкт-Петербурга. То есть под портретом императрицы должно значиться «СПБ», но там явно различимые буквы «ММД». Штемпель для копии изготовили из аверса и реверса двух разных монет.
Штудирование каталога позволяет отсеять несуществующие монеты. Создатели копий порой делают фантастические изделия, которых не существовало в природе, несмотря на то, что эти «монеты» выглядят вполне правдиво.
На иллюстрации ниже монета, у которой не может существовать подлинника. Ведь первые золотые десятирублёвки данного типа появились лишь в 1898 году (золотые империалы десятирублёвого достоинства с портретом Николая Второго чеканили и в 1895 году, но выглядят эти монеты по-другому).
Хорошую службу может сыграть знание тиража той или иной нумизматической позиции. Если отчеканили всего несколько десятков таких монет, вероятность того, что заветный подлинник находится в руках потрёпанного жизнью мужичка, желающего её вам всучить, стремится к нулю.
Если раньше производство подделок представляло столь трудоёмкий процесс, что за него рисковал браться далеко не всякий, то сейчас изготовить нужный штемпель и приступить к собственной чеканке не так уж сложно. Поэтому при покупке раритета следует тщательно сличать детали его изображения с заведомо подлинным экземпляром.
Избавиться от несовпадений в рисунке мастера подделок пробуют методом высокоточного литья. Но в этом случае теряется чёткость элементов, сообщённая ударом штемпеля.
Под большим увеличением элементы рисунка выглядят расплывчатыми. Переход букв в монетное поле вместо прямого угла образует покатистую горку. Предстают взгляду остатки миниатюрных пузырьков, получившихся при отливке копии. Тонкие элементы несколько утолщаются. Для сокрытия следов такие экземпляры искусственно состаривают и даже стирают рельеф.
Заключение
Начинающему коллекционеру стоит покупать монеты у надежных продавцов. Для проверки подлинности необходимо приобрести справочный каталог, где подробно описывается внешний вид размер и вес монеты отдельных эпох (СССР и Царской России). Кроме этого понадобятся электронные весы и лупа. Спектрометр нужен для покупки дорогих монет. С его помощью оценивается состав и наличие примесей.
В заключение можно порекомендовать видео – Подделки царских монет. Как быстро отличить подделку от оригинала. Нумизматика.
Источник